Отчёт о горном походе 3 к.с. по Джунгарскому Алатау

media/gallery/Djungaria2011/cover.jpg

Содержание

Общие сведения о походе и районе путешествия

Справочные сведения о походе

Вид туризма горный
Категория сложности (заявленная) 4
Категория сложности (пройденная) 3
Выпускающая организация МКК ЦС туризма МАИ
Маршрутная книжка 18/3-419
Район похода Джунгарский Алатау
Сроки проведения 7.08.2011 – 24.08.2011
Продолжительность похода 14 дней
Протяжённость маршрута 127 км (с учётом коэф. 1,2)
Количество участников 4
Руководитель группы Широков Дмитрий Алексеевич
Адрес руководителя 125367, г.Москва, Волоколамское ш., д.80а, кв.26; e-mail: haba-haba02@inbox.ru
Нитка маршрута (заявленная) г.Талдыкорган – г.Текели – ур.Чертобай – р.Чимбулак – р.Тентексай – пер.Тронова (1Б*) – ледник Тронова – пер.Ольги (2А) – лед.Безсонова – пер.Академика Б.Н.Петрова (2Б) – ледник Тронова – р.Мукан – р.Кора – лед.Сапожникова – пер.МАИ (2А) – пик МАИ (2А) – лед.Алтынсарина – пер.Удобный (1А) – пер.Турклуба «Альтаир» (2Б) – пер.Обходной + пер.Хейердала (пер.связка 1Б*) – р.Кора – г.Текели
Нитка маршрута (пройденная) г.Талдыкорган – г.Текели – ур.Чертобай – р.Чимбулак – р.Ойсаз – г.Текели – р.Ойсаз – р.Чимбулак – р.Терсаккан – р.Тентексай – пер.Тронова (1Б) – ледник Тронова – пер.Ольги (2А) – лед.Безсонова – р.Кора – р.Водопадная – лед.Алтынсарина – пер.МАИ (2А, рад.) – лед.Алтынсарина – пер.Удобный (1А) – озёра в верх. р.Южная – пер.Хейердала + пер.Обходной (пер.связка 2А) – р.Урман-Биен – р.Тастыбиень – пос.Баласаз – г.Текели
Пройдено препятствий Всего: 5, из них: 2А – 3, 1Б – 1, 1А – 1.

Список участников

Ф.И.О. Год рождения Туристская подготовка Обязанности в группе
Широков Дмитрий Алексеевич 1981 6ГУ Кавказ, 3ГР Кавказ, Памиро-Алай Руководитель, Фотограф
Широков Юрий Алексеевич 1979 3ГУ Кавказ, Памиро-Алай Реммастер
Шананина Екатерина Николаевна 1978 3ГУ Кавказ, Памиро-Алай Завхоз
Соколова Ирина Сергеевна [*] 1983 3ГУ Кавказ, 3й альп.раз. Медик, Финансист
[*]участница Соколова прошла только первое кольцо.

График похода

Дата День пути Участок маршрута Расстояние пешком, км (с учётом коэф. 1,2) Перепад высот, м
8.08.11 0 дорога к руднику – плотина на р.Текели 2,5 +58
9.08.11 1 м/н – ур.Чертобай – дорога к горам Коктобе 5,5 +839
10.08.11 2 м/н – развилка на тропу Жанбас 14 +35
-272 [1]
11.08.11 3 м/н – приток р.Чимбулак 8,5 +278
-243
12.08.11 4 м/н – ур.Кызылауз – ур.Ойсаз – г.Текели 6,5 +59
-340 [2]
13.08.11 5 г.Текели – ур.Ойсаз – лесной массив над Ойсазом 3 (в зачёт похода 0) +198 [2]
14.08.11 6 м/н – ур.Кызылауз – р.Терсаккан – р.Тентексай 23 (в зачёт похода – 22) +229
15.08.11 7 м/н – долина р.Тентексай – стоянки под пер.Тронова 7 +714
16.08.11 8 м/н – пер.Тронова (1Б) – стоянки на правом борте ледника Тронова 8 +402
-278
+182
17.08.11 9 м/н – пер.Ольги (2А) – стоянки перед лед.Безсонова 9,5 +284
-843
18.08.11 10 м/н – р.Водопадная – стоянки под перевалами МАИ и Удобный 4 +388
19.08.11 11 м/н – пер.МАИ (2А, рад.) – пер.Удобный (1А) – стоянки на озёрах 8 (в зачёт похода – 6) +467
-467
+356
-267
20.08.11 12 м/н – пер.Хейердала (1Б) + перевал Обходной (1Б) - стоянки под лед.№19 6 +358
-621
21.08.11 13 м/н – р.Урман-Биен – р. Тастыбиень – пос.Баласаз 27,5 -1673
Итого в зачёт похода 127
[1]приведён перепад высот только между местом ночёвки, высшей и низшей точками маршрута за день, суммарный перепад высот намного больше
[2](1, 2) в данном случае приведены перепады высот при движении пешком; с учётом перемещения на машине общий сброс высоты за 12.08: -1376 м, общий набор высоты за 13.08: +1183 м.

Изменения запланированного маршрута

Из-за схода участницы в самом начале похода и незапланированного заезда в г.Текели маршрут пришлось изменить. В частности была «порезана» первая 2Б – перевал Академика Петрова. Перевал МАИ решили проходить не насквозь, а радиально от ледника Алтынсарина, по определяющей стороне. Также поменяли выход из района: вместо спуска вдоль Коры, решили спускаться вдоль Урман-Биена до посёлка Баласаз. Наконец, вторую 2Б (перевал Турклуба «Альтаир») решили не идти из-за погодных условий, к тому же полноценная «четвёрка» уже всё равно не получалась.

Основная идея путешествия и общая характеристика района

Осуществить поход по Джунгарии мы планировали довольно давно, но целый ряд обстоятельств откладывал подобное путешествие на далёкое будущее. К таким обстоятельствам мы относили: длительный заезд в район, необходимость оформления большого количества документов, не требуемых в других азиатских горах (погранпропуска, лесные билеты), а также отсутствие подробных описаний перевалов с актуальными фотографиями. Но получилось так, что весной 2011 года при рассмотрении районов для горной «четвёрки», мы пришли к выводу, что Джунгария – пожалуй, самый оптимальный вариант на тот момент. На Кавказе объявили режим КТО, в Киргизии после очередной революции было не совсем спокойно, а на границе Таджикистана с Узбекистаном закрыли КПП Джартепо, что лишало нас возможности добраться до Фанских гор самым удобным путём.

Итак – Джунгария. Район в туристском отношении освоенный если не слабо, то, по крайней мере, недостаточно полно. Большинство групп осуществляет свои походы в окрестностях Коржун-Коринской перемычки и ледников Тронова и Безсонова, что составляет не больше 1/7 всего Джунгарского Алатау. Первые большие работы по горно-туристическому освоению района были проведены группами турклуба МАИ под руководством В.С.Тихонова в начале 80-х гг. ХХ века. В последние же годы по Джунгарскому Алатау активно ходят сибирские туристы и, конечно, местный турклуб «Джунгария» из г.Талдыкорган.

Для первого знакомства с районом мы не стали выделяться из общей массы путешествующих и также выбрали район ледников Тронова и Безсонова в качестве «ниткообразующего». В процессе подготовки к походу выяснилось, что вышеуказанные обстоятельства, откладывавшие наше знакомство с Джунгарией, оказались не такими серьёзными, чтобы создать неудобства в организации путешествия. Дорога до гор оказалась не такой уж и длинной, а оформление всяческих бумаг решается через «фирму». Что же касается описаний, то весной 2011 года Алексей Цветков из турклуба «Гадкий утёнок» проделал неоценимую работу по выкладыванию на сайте «Вестры» (http://www.westra.ru/passes/Reports/view_reports.php?place=228) большого количества разнообразных материалов по Джунгарии, за что ему большое спасибо. Также хочется поблагодарить председателя МКК МАИ Сергея Стрыгина за предоставленный отчёт о походе Тихонова В.С. за 1982 год и ценные советы по району.

Организация путешествия

Заезд в район и оформление документов организовали через Ларису Штоппель (djungaria_l@mail.ru). Стоимость услуг по состоянию на лето 2011 года: 1)погранпропуска - 50$ с человека, 2)лесные билеты – 151,2 тг. с человека в день (+2000 тг. «за дрова» – услуга оплачивается вне зависимости от используемого вами топлива:)), 3)регистрация в республике Казахстан – 1500 тг. с человека за всё время, 4)машина Алма-Ата – Талдыкорган – 15000 тг., 5)машина Талдыкорган – ур.Чертобай – 25000 тг, 6)газ – 200 тг. за баллон 220г (корейский «дихлофос» Genesis), 7)услуги Ларисы по оформлению бумаг - 100$.

Все расчёты велись в долларах и тенге по курсам: 1$ - 28,5 руб., 1$ - 147 тг. Для организации погранпропусков необходимо не позднее, чем за месяц до приезда отправить список группы с предполагаемой ниткой маршрута. Также необходимо зарегистрироваться в республиканском оперативно-спасательном отряде (РОСО), выслав им по электронной почте (roso_alm@emer.kz) список группы, копии страховок и 2 страницы из маршрутной книжки: с графиком маршрута и печатью МКК. После спуска приболевшей участницы повторный заезд в район осуществляли с помощью местного водителя Айдына: 20000 тг от Текели до ур.Ойсаз. Из района выезжали с его же помощью: 15000 тг за машину Баласаз – Текели. В Текели жили на съёмной квартире за 4500 тг в день.

Меры безопасности на маршруте

  1. Определяющие препятствия проходили по возможности с раннего утра.
  2. Движение группы осуществлялось в светлое время суток.
  3. По закрытым ледникам передвигались связкой-тройкой.
  4. По осыпным склонам двигались плотной группой.
  5. Были проработаны аварийные варианты выхода из района.
  6. Наличие достаточного опыта участников позволяло провести спасработы самостоятельно.
  7. Группа была застрахована на 30000 $ каждый, что в случае форс-мажорных обстоятельств обеспечивало прилёт вертолёта.
  8. Наличие спутникового телефона позволяло уверенней себя чувствовать в плане заказа машины на обратный путь из района.

Принятые сокращения: г. – город, кишл. – кишлак, пос. – посёлок, руб. – рубль РФ, тг. – тенге РК, $ - доллар США, р. – река (ручей), пер. – перевал, верш. – вершина, ур. – урочище, м/н – место ночёвки, мал.- малая (-ый), лев. – левый, пр. – правый, зап. – западный, вост. – восточный, верх. - верхний. Понятия «лево» и «право» даются с точки зрения орографии, если иное специально не оговорено. Названия рек, ледников и перевалов в отчёте старались приводить по классификатору «Высокогорные перевалы» (Москва, 2001г.).

Все GPS-координаты в техническом отчёте приведены в системе WGS84.

Технический отчёт

День -1, 7.08.2011, г.Алма-Ата – г.Талдыкорган

В Алма-Ату прилетели дневным рейсом из Москвы, в 16.15. Паспортный контроль прошли довольно быстро, а уже на выходе нас встречал водитель Олег из Талдыкоргана, заказанный через Ларису Штоппель. Везли нас на Тойоте Авенсис Версо (не путать с седаном Авенсис!) – небольшом минивэне, куда мы с четырьмя рюкзаками вполне комфортно влезли. Путь до Талдыкоргана занял примерно 4,5 часа. Подвезли нас прямо к зданию турклуба «Джунгария», где на крыльце нашу группу встречала Лариса. На ночь разместились в одной из комнат турклуба.

День 0, 8.08.2011, г.Талдыкорган – г.Текели – плотина на р.Текели

Утром встали около 8 и направились на рынок (от базы турклуба примерно 15 минут пешком), где позавтракали на втором этаже центрального здания. После завтрака руководитель отправился обратно на базу, где была запланирована консультация с А.Бобрусовым (инструктором турклуба), а оставшаяся часть группы приступила к закупке раскладки. Примерно к 12 закупка продуктов была завершена, ещё 2 часа ушло на паковку. После этого неспешно пообедали в кафе недалеко от турклуба, а вернувшись, начали погрузку рюкзаков во всё тот же минивэн Олега. В сторону Текели выехали поздновато - около 16 часов, к тому же в пути пару раз останавливались для закупки минералки и пива. Также Лариса завезла нас к знакомому пасечнику, где нам подарили бутылочку вкуснейшего местного мёда. От Текели в горы заехали по «самой длинной улице в Советском Союзе» – улице Кунаева, тянущейся от города по ущелью реки Текели (Текелийки). Вдоль дороги – заброшенные здания рудника и законсервированные штольни. В одном месте грунтовку преграждал шлагбаум, который был довольно оперативно открыт местной женщиной, узнавшей Ларису. Завершился наш заезд на одном из пригорков, куда минивэн залезть не смог. Время – 20.30. Здесь мы попрощались с Ларисой и Олегом и, взвалив рюкзаки на плечи, в сумерках отправились дальше по дороге. Постепенно темнело, к тому же начался легкий дождь, поэтому, пройдя около получаса, поставили лагерь на противоселевой плотине. Координаты лагеря: N 44°47'44.8" E 78°58'45.9" 1696m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f001.png

Фото 1. Путь подъёма по урочищу Чертобай.

День 1, 9.08.2011, м/н – ур.Чертобай – дорога к горам Коктобе

Подъём в 7, выход в 9.40. Погода солнечная, с небольшими облаками. Дорога идёт по правому берегу р.Текели, через 2 ходки подошли к переправе на левый берег реки. Далее двигались по тропе по высокому левому берегу. Тропа периодически пропадает, теряясь в высокотравье. Набор высоты плавный. В 12.25 подошли к слиянию двух ущелий, где переправились на правый берег р.Текели. Координаты переправы: N 44°47'24.9" E 79°00'16.7" 1883m. Далее по совету Бобрусова продолжили движение по левому по ходу ущелью, сразу от переправы вскарабкавшись по тропе на высокий левый берег ручья (правого притока Текелийки). Ещё одна тропа идёт внизу, вдоль берега, заходя в лес. При этом трудно сказать, насколько осуществимо движение по нижней тропе, т.к. далее по ущелью виднеются прижимы. Судя по всему, данное урочище, равно как и ручей, который по нему протекает, и называется Чертобаем. Верхняя тропа идёт по высокотравью и постоянно пропадает. Из-за этого, а также из-за тяжёлых рюкзаков и недостаточной акклиматизации, шли достаточно медленно. В 14.00 – обед прямо на склоне, напротив ещё одного разветвления ущелья. В 15.00 продолжили движение по основному ущелью, правому по ходу. Впереди уже виднеется цель нашего пути – выход на плато (фото 1). Через пару ходок решили спуститься к ручью и продолжать движение вдоль него. Вода в ручье в какой-то момент теряется под камнями – далее двигались по сухому руслу, периодически забитому каменными пробками, которые приходилось либо пролезать, либо обходить по склону. Эти пробки сильно замедляли движение, провозились на них практически до сумерек. Наконец вышли на довольно крутой травянистый склон, выведший на дорогу, проходящую по плато. Время – 20.45. К этому моменту уже практически стемнело. Лагерь поставили рядом с дорогой. Разведка с целью поиска воды ничего не дала, поэтому решили обойтись тем, что оставалось во флягах. Также, впечатлённые непростым первым днём, решили вскрыть один из сюрпризов – литр красного сухого вина. Вино, вкупе с перевальным шоколадом, заметно подняло настроение группы. Координаты лагеря: N 44°47'15.3" E 79°01'42.3" 2535m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f002.png

Фото 2. Вид с верхнего плато на урочище Чертобай и долину р.Текелийка.

Выводы и рекомендации по заходу через урочище Чертобай: заход через урочище напрямую довольно трудоёмок, особенно в первый день похода и с тяжёлыми рюкзаками. Уже поднявшись на верхнее плато, мы заметили несколько дорог, поднимающихся серпантином по правому борту долины р.Текелийки (фото 2). Подъём по этим дорогам выглядит более логичным. По крайней мере, одна из них отходит от места нашей первой ночёвки на противоселевой плотине. Судя по всему, по этим же дорогам на верхнее плато заезжают машины пастухов.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f003.png

Фото 3. Путь обхода горы Актобе.

День 2, 10.08.2011, м/н – развилка на тропу Жанбас

Подъём в 8.45. Пасмурно. Оперативно собрались и в 9.30 вышли с места стоянки. Завтрак запланировали у первого попавшегося ручья. Метрах в 200 на север от места ночёвки от дороги отходит 2 автомобильных колеи: одна прямо на вершину Актобе, другая по хребтику на восток-северо-восток. Поначалу выбрали вторую дорогу, но пройдя по ней немного, убедились, что она сворачивает к северу. С гребня разглядели тропу, идущую у подножия верш. Актобе, к которой срезали прямо по склону (фото 3). Заодно, спускаясь к тропе, разглядели ручеек в ложбине. В месте выхода ручья из-под камней пастухами была оборудована маленькая запруда с аккуратным сливом из кусочка пластиковой бутылки. Координаты родника: N 44°47'02.0" E 79°02'46.7" 2507m. С 10.30 до 12.47 – завтрак.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f004.png

Фото 4. Дорога к горам Коктобе.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f005.png

Фото 5. Дорога к горам Коктобе.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f006.png

Фото 6. Ручей, пересекающий дорогу.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f007.png

Фото 7. Панорама местности, по которой идёт дорога.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f008.png

Фото 8. Перевёрнутый УАЗик.

Далее двигались по тропе, огибающей Актобе с севера. За вершиной тропа слилась с автомобильной дорогой, идущей к горам Коктобе прямо по хребту (фото 4). Периодически шёл дождь, но идти по дороге это не мешало. Правда, утомляли постоянные наборы и сбросы высоты (фото 5, фото 7). По дороге иногда встречались юрты пастухов. В 16.20 сделали привал у перевёрнутого УАЗика (фото 8). Одним из немногих сложных моментов в ориентировании при движении по горам Коктобе является ответвление в сторону р.Коксу – т.н. «тропа Жанбас». Дело в том, что на картах это место обозначено неправильно. Тропа Жанбас отходит от основной дороги чуть дальше, чем это нарисовано на хребтовках и топокартах. Ориентирование осложняется тем, что как раз в этом месте дорога несколько раз ветвится. Побегав на разведки по окрестностям, мы смогли разобраться в расположении основной дороги и боковых отворотов (фото 9).

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f009.png

Фото 9. Путь движения группы в районе развилки Жанбас.

На ночлег встали прямо у поворота на Коксу – на неширокой перемычке между двумя хребтиками. Время 18.30. Правда, за водой пришлось сходить на 100 метров вниз в сторону р.Коксу. По утверждениям пастухов, подошедших вечером поболтать, при спуске с северной стороны перемычки есть родник поближе, но мы его так и не нашли. Координаты лагеря: N 44°47'09.5" E 79°07'53.7" 2298m. На юг сквозь просветы тумана виднеются предгорья Южной Джунгарии и р. Коксу (фото 11, фото 12).

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f010.png

Фото 10. Закат над Джунгарией.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f011.png

Фото 11. «Гости» в лагере.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f012.png

Фото 12. Река Коксу.

День 3, 11.08.2011, м/н – приток р.Чимбулак

Подъём в 7.00. Всё утро лил дождь, поэтому готовить завтрак вылезли только в 8.30, когда ливень перешёл в мелкую морось. Вышли в 10.20. Сразу за лагерем дорога огибает слева большой холм (фото 9) и дальше начинает длинный затяжной подъём. Через ходку выяснилась неприятная вещь: у Иры начались проблемы с почками, застуженными, судя по всему, в первый день похода. Надо спускаться в цивилизацию. После короткого совещания решили идти в г.Текели по долине Ойсаза, тем более что по карте через пару километров в ту сторону отходит тропа. Погода неважная: туман, видимость 100 метров, периодически идёт дождь. Примерно к 13 часам взобрались по дороге на перевал, где сложен огромный тур из камней. После короткого спуска на очередную перемычку увидели тропу, отходящую на север – к левому притоку Чимбулака. Координаты развилки: N 44°47'29.2" E 79°11'03.1" 2487m. Прошли мимо коша, где пастухи примерно объяснили дорогу до Кызылауза. Отойдя от коша за перегиб долины, решили встать лагерем на ночёвку, т.к. дальше дорога уходит наверх и до самого Чимбулака воды может не быть. К тому же идти дальше под дождём не очень хочется. Время 16.30. Координаты лагеря: N 44°48'11.3" E 79°10'20.9" 2333m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f013.png

Фото 13. Тропа к р.Чимбулак.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f014.png

Фото 14. Вид на горы Шапобай и хребет Койтас.

День 4, 12.08.2011, м/н – ур.Кызылауз – ур.Ойсаз – г.Текели

Встали в 8.00, но завтракали и собирались непозволительно долго – вышли только в 11.10. Погода солнечная, с небольшой облачностью. Прямо от лагеря за 20 минут по тропе взобрались на боковой отрог (фото 13), с которого открываются виды на горы Шопабай и хребет Койтас (фото 14). Ещё раз убедились в том, что орография Джунгарии очень сложная: обилие хребтов и отрогов, встающих один за другим, поражает. Почти сразу за перегибом тропа разделяется на две, спускающихся по разные стороны бокового отрога: выбрали правую, но левая скорее всего соединяется с ней чуть позже. Спустившись в ложбину, пересекли ещё один левый приток Чимбулака. Здесь вспугнули небольшой табун лошадей, пасущихся на склонах. Далее – подъём на очередной отрог, с которого открылась панорама на долину р.Чимбулак (фото 15). Быстро спустились к реке и за полчаса переправились вброд на другой берег. Координаты переправы: N 44°49'03.7" E 79°09'40.5" 2202m. Переправа несложная: воды – примерно по голень, скорость течения небольшая. Время 13.30. К переправе с правого берега подходит автомобильная колея, по которой за 5 минут поднялись к хорошей грунтовке, идущей по долинам Чимбулака, Ойсаза и Чиже до самого г.Текели.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f015.png

Фото 15. Река Чимбулак.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f016.png

Фото 16. Дорога в лесном массиве.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f017.png

Фото 17. Спуск в долину р.Ойсаз.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f018.png

Фото 18. Серпантин.

Далее продолжили движение по грунтовке на запад. Дорога вначале идёт через небольшой хвойный лес, а потом серпантином спускается к р.Ойсаз (фото 16, фото 17, фото 18). Спустившись в долину Ойсаза, решили сделать обед у ручья. Не успели мы набрать воды, как со стороны Кызылауза подъехал старенький ГАЗ-69, из которого вышел приветливый казах и предложил подбросить нас до Текели. Долго уговаривать нас не пришлось. Поездка получилась фееричной. Для начала Айдын, а именно так звали нашего водителя, сообщил, что на машине отсутствуют тормоза и перед сложными спусками нам придётся на всякий случай выходить из автомобиля. При этом, несмотря на неработающие тормоза, скорость мы развивали довольно приличную, и пассажирам, сидящим в открытом кузове, приходилось крепко держаться за каркас газика, чтобы не вылететь наружу. Айдын объяснил нам, что главное – успеть проехать до дождя через так называемые «плач-горы». Во время дождя дорога на этих «плач-горах» становится абсолютно непроходимой и, соответственно, приходится ждать, когда всё просохнет. Если дождь серьёзный, то велика вероятность остаться перед «плач-горой» на ночёвку. К счастью, грозовые тучи, догонявшие нас с востока, чудесным образом растаяли, и крайние километры до Текели мы ехали с нормальной скоростью.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f019.png

Фото 19. Недолгая остановка в пути.

Рядом с мостом через р.Чиже нам встретился пасечник на мотоцикле (фото 19), который подсказал хорошую гостиницу для ночёвки в городе – «Славянский двор». Спуск до Текели занял 3,5 часа (15.00 – 18.30). Айдын довёз нас до гостиницы и долго отказывался от денег за поездку, но мы ему всё-таки вручили 2000 тенге «на бензин», а заодно договорились на заброску до Кызылауза на следующий день. Сервис в гостинице оказался отличным: очень чистые уютные номера с душем, в стоимость входит завтрак. Двухместный номер стоил 5000 тг за ночь. Единственный напрягший момент: пьяная компания, колобродившая пол-ночи и мешавшая спать.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f020.png

Фото 20. Остужаем двигатель Газона.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f021.png

Фото 21. Мост через р.Чиже.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f022.png

Фото 22. Штурм очередного подъёма.

День 5, 13.08.2011, г.Текели – ур.Ойсаз – лесной массив над Ойсазом

С утра, плотно позавтракав в гостинице, проводили Иру на такси до Алма-Аты, после чего отправились в кафе «Сая» пить зелёный чай и ожидать, пока Айдын дочинит свой ГАЗ-69. В итоге ремонт затянулся и из Текели мы выехали только в 12.40. Наверх ехали неспешно: у каждого серьёзного ручья останавливались и остужали двигатель (фото 20). Машина продолжила преподносить сюрпризы – в какой-то момент отказал привод передней оси, что не замедлило сказаться на проходимости. В паре мест (т.н. «каменных мешках») «газон» практически намертво садился задней осью на камни, после чего мы дружно выходили и пытались его сдвинуть с места. В итоге к 18 часам доехали только до Ойсаза. Айдын переживал, что не успеет вернуться обратно до дождя, поэтому до Кызылауза решили не доезжать. От моста через р.Ойсаз (N 44°50'09.8" E 79°08'06.4" 2001m) мы пошли пешком, а ГАЗ рванул вниз по долине. За ходку (18.20 – 19.00) дошли до леса и прошли почти весь серпантин. На ночёвку встали на лесистом гребешке над дорогой, в 100 метрах от ручейка (фото 23). Координаты лагеря: N 44°49'35.3" E 79°09'16.2" 2199m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f023.png

Фото 23. Дорога к Кызылаузу, вид от места ночёвки.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f024.png

Фото 24. Урочище Кызылауз.

День 6, 14.08.2011, м/н – ур.Кызылауз – р.Терсаккан – р.Тентексай

Встали в 7.30. Собирались довольно долго, поэтому вышли только в 10.06. Погода отличная: солнечно, ясно. Лесную часть дороги прошли примерно за 10 минут. Далее – широкая ровная луговая долина, по которой течёт р.Чимбулак, грунтовка идёт по правому берегу реки (фото 24). Местные называют это место урочищем Кызылауз, хотя на картах Кызылаузом обозначен лесной массив между р.Чимбулак и р.Ойсаз. (В обозначениях отчёта мы решили придерживаться местного варианта названий урочищ). В 10.42 – привал, сходили к речке умыться и почистить зубы: на ручье рядом с ночёвкой делать это было не очень удобно. Рядом, по правому борту долины, видны огромные камни причудливой формы. В 11.00 продолжили движение по дороге, которая вскоре делает некрутой поворот. За ним открылась следующая часть долины – урочище Шапобай. На другом берегу Чимбулака стоит юрта, рядом – 2 внедорожника. Перекинувшись парой слов с пастухами, двинулись дальше по дороге. К 12.15 подошли к мосту через р.Чимбулак (фото 25), где сделали привал с небольшим перекусом. Координаты моста: N 44°49'01.0" E 79°14'03.1" 2327m. На восток открываются прекрасные виды на горы Южной Джунгарии (фото 26). В этом месте находится водораздел, далее дорога плавно спускается вниз, вдоль р.Терсаккан.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f025.png

Фото 25. Мост через р.Чимбулак.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f026.png

Фото 26. Горы Южной Джунгарии.

В 12.45 вышли с привала и через 5 минут прошли мимо небольшого коша из двух юрт. В какой-то момент дорога переходит по мосту на правый берег, а примерно через километр – обратно на левый. Здесь уже пришлось переправляться вброд. Время 14.19. Набрали во фляги воду: дальше её может не быть довольно долгое время, т.к. река уходит в каньон (фото 27). К 15.05 дошли до поворота дороги, огибающего правый борт долины р.Тентексай – отсюда по карте должна начинаться тропа к пер.Тронова. После привала и безрезультатных поисков начала тропы начали движение вверх по склону правого берега Тентексая (15.25). Примерно через получасовую ходку наткнулись на автомобильные следы, которые ведут в нужном нам направлении. Около 17.45 решили сойти с дороги, которая сильно забирала наверх, и срезать по овечьим тропам к плоской части долины (фото 28). Путь этот оказался более трудоёмким, чем казался со стороны: весь склон прорезан множеством ручьёв, местность заболочена, периодически встречаются небольшие сбросы, которые надо обходить. На ночлег встали в 18.45 на небольшой полянке рядом с ручьём в самом начале выполаживания правого берега р.Тентексай. Координаты лагеря: N 44°49'37.3" E 79°18'50.0" 2428m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f027.png

Фото 27. Дорога по левому берегу р.Терсаккан.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f028.png

Фото 28. Долина р.Тентексай.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f029.png

Фото 29. Путь подъёма по долине Тентексая.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f030.png

Фото 30. Верховья р.Тентексай.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f031.png

Фото 31. Развилка ущелий.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f032.png

Фото 32. Правый приток Тентексая и перевал Озёрный.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f033.png

Фото 33. Вид на перевал Медвежий с правого борта долины Тентексая.

День 7, 15.08.2011, м/н – долина р.Тентексай – стоянки под пер.Тронова

Подъём в 8.00, выход в 9.47. За 5 минут дошли до довольно крупного правого притока Тентексая, где после недолгих поисков нашли переправу по камням. Какое-то время двигались по лугу с невысокой травой, пока не вышли на тропу. Тропа сильно петляет пересекая несколько мелких ручьёв. Рядом с одним из них остановились на отдых, время – 10.26. Здесь мы подверглись атаке мелких сильно кусающих мух, поэтому нормально передохнуть не получилось. Далее тропа резко уходит к берегу Тентексая, возможно к переправе, а мы решили двигаться по террасам правого берега, чтобы плавно набрать высоту до нужного нам притока (фото 29). К искомому правому притоку Тентексая дошли в 12.20, чтобы подойти к воде, пришлось спуститься метров 15 по крутому конгломератному склону. Переправа по камням довольно простая, сразу за ней – развилка из двух ущелий (фото 30, фото 31). К перевалу Тронова – в правое по ходу. Левое ущелье ведёт к перевалу Озёрный (Тентек) (фото 32). Движение продолжили по левому берегу ручья. К 14 часам вышли к моренным гребням, по одному из которых поднялись в висячую долину с широкими разливами ручьёв. Здесь есть отличные ровные песчаные стоянки, на которых в 15.00 поставили лагерь (фото 34). Координаты лагеря: N 44°52'11.2" E 79°20'52.9" 3142m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f034.png

Фото 34. Лагерь под перевалом Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f035.png

Фото 35. Панорама цирка перевалов Тронова, Кокчетав и Семи.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f036.png

Фото 36. Подъём к перевалу Тронова.

День 8, 16.08.2011, м/н – пер.Тронова – стоянки на правом борте ледника Тронова

Перевал Тронова (1Б, 3544 м).

Встали в 6.30, вышли в 8.34. Погода отличная, ясно. Сразу за лагерем по широкой дуге вышли на длинный моренный гребень, пересекающий всю западную часть цирка (фото 35). Пройдя по гребню практически до конца, свернули на крупную осыпь, рядом с которой стекает ручей из озера под перевалом Кокчетав. Большой скальный гребень посреди верхней части цирка оставили по правую руку (фото 36). В 9.54 вышли к озеру, от которого просматривается подъём на перевал Тронова. Далее пройдя по пологой части снежника, свернули на некрутую осыпь, лежащую справа от снежного «языка» на перевальном взлёте (фото 37). По этой осыпи вышли прямо к туру перевала Тронова. Подъём от озера занял 43 минуты. Координаты перевала: N 44°53'20.1" E 79°20'52.5" 3544m. В перевальном туре обнаружили записку группы турклуба «Гадкий утёнок» под руководством Родиной О.В., идущих поход 2 к.с.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f037.png

Фото 37. Перевал Тронова с юго-западной стороны.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f038.png

Фото 38. Перевал Кокчетав, вид с перевала Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f039.png

Фото 39. Перевал Тронова с северо-восточной стороны.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f040.png

Фото 40. Вид на западную камеру ледника Тронова от места спуска с перевала.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f041.png

Фото 41. Путь группы по леднику Тронова и место ночёвки.

Проведя на перевале около часа, в 11.45 начали спуск. Прямо от седловины снежный склон круто уходит вниз, поэтому от тура прошли по гребню метров 70 на восток, откуда, надев кошки и связавшись, спустились по 15-20° снежному склону до открытой части ледника Тронова (12.40) (фото 39). Далее за 2 ходки пересекли ледник по направлению к невысоким скалам у правого борта ледника (фото 41). В 15.00 начали подъём по леднику вдоль скал, высматривая стоянки. К этому моменту небо уже затянуло облаками. В 15.30 нашли осыпную площадку, на которой за 20 минут выложили ровное место под палатку (фото 45). Рядом под камнями течёт ручей, но добраться до него не смогли, поэтому воду брали из ручейка на леднике. Координаты лагеря: N 44°53'23.7" E 79°23'18.7" 3448m.

Выводы и рекомендации по перевалу Тронова: перевал ведёт из долины Тентексая на ледник Тронова. Пожалуй, это наиболее простой и удобный путь из бассейна р.Коксу на ледники Центральной Джунгарии. Перевал соответствует 1Б категории сложности. Звезда, данная этому перевалу по Классификатору, на наш взгляд излишняя. Удобные места под ночёвки: песчаные площадки в общем цирке перевалов Тронова и Семи; стоянки у озера под перевалом Кокчетав; на леднике Тронова можно встать практически в любом месте. На седловине достаточно места под несколько палаток, воды в жидком виде нет, можно топить снег с близлежащих снежников.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f042.png

Фото 42. Вид на перевалы Центральной Джунгарии от юго-западной оконечности ледника Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f043.png

Фото 43. Перевалы Семи и Тронова, вид с ледника Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f044.png

Фото 44. Перевал Семи.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f045.png

Фото 45. Лагерь на фоне перевала Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f046.png

Фото 46. Вид на западную часть ледника Тронова от места ночёвки.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f047.png

Фото 47. Панорама северного отрога хребта Каратау, вид с верхней части ледника Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f048.png

Фото 48. Перевал Академика Петрова, юго-западная сторона.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f049.png

Фото 49. Перевал Целиноград, юго-западная сторона.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f050.png

Фото 50. Вид на перевалы Ольги, Любовь и Тельнова с ледника Тронова.

День 9, 17.08.2011, м/н – пер.Ольги – стоянки перед лед.Безсонова

Перевал Ольги (2А, 3732 м).

Подъём в 6.15. Вода, заготовленная в кастрюлях с вечера, не замёрзла, хотя ночью по ощущениям было очень холодно. В 8.30 вышли к леднику, где связались и надели кошки. В 8.45 начали подъём по правому краю ледника. В 9.15 вышли на верхнюю плоскую часть ледника Тронова, откуда открываются виды на перевалы Академика Б.Н.Петрова и Целиноград (фото 47, фото 48, фото 49), а также перевалы Ольги, Любовь и Тельнова (фото 50). Погода прекрасная: солнечно, небольшие облака. На привале просидели довольно долго: снимали панорамы окружающих вершин и перевалов. В 9.42 выдвинулись в сторону перевала Ольги (фото 51). За 15 минут подошли к 20°-снежному склону, по которому за 7 минут поднялись к мульде (10.04). Далее – подъём по краю мульды (30-35°) к осыпному кулуару, что заняло ещё 8 минут (фото 52). Выйдя на скальную полку, сняли кошки и по неприятной живой осыпи в 10.20 поднялись на седловину перевала. Около 20 минут ушло на поиск тура, где обнаружили записку группы туристов Акмолинской области в составе 12 человек под руководством Иванова С.В. Записка была датирована 23.07.10, что вероятно является ошибкой, т.к. этой группой была, в свою очередь, снята записка группы Ханкина от 31.07.10. Скорее всего, группа была на перевале 23 июля 2011 года. Координаты перевала: N 44°52'48.3" E 79°24'17.3" 3732m. От тура увидели группу, поднимающуюся на перевал Ольги со стороны ледника Безсонова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f051.png

Фото 51. В верхней части ледника Тронова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f052.png

Фото 52. Путь подъёма на перевал Ольги с северо-западной стороны.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f053.png

Фото 53. На перевале Ольги.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f054.png

Фото 54. Вид на ледник Тронова с седловины перевала Ольги.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f055.png

Фото 55. Путь спуска с перевала Ольги по юго-восточному склону.

Около тура провели 1 час, фотографируя потрясающие виды, открывающиеся с гребня. Перевал Ольги примечателен тем, что «классические» пути спуска на ледники Тронова и Безсонова довольно сильно разнесены в пространстве (фото 55). Чтобы от тура попасть на спуск к леднику Безсонова, надо либо пролезть по скалам средней сложности с западной части гребня, либо пройти по по небольшому крутому снежнику с восточной стороны. На снежнике, с нашей точки зрения, имеет смысл провешивать верёвку для страховки, поэтому нами для скорости был выбран вариант облаза по скалам. В 11.40 начали движение от тура, за 10 минут добрались до большого снежника, с которого начинается спуск, и ещё 10 минут ждали, пока группа под нами поднимется на перевал. Оказалось, что это наши земляки из «Гадкого Утёнка». В 12.00 начали провеску первой верёвки по 30°-снежнику (крепление – за петлю на скальном выступе, длина участка 50 м). Верёвка вывела на скальную полочку, откуда есть 2 варианта спуска по двум кулуарам в обход скального зуба. «Классический» вариант по описанию проходит через левый кулуар, но, внимательно его осмотрев, мы выбрали вариант спуска по правому кулуару. В левом надёжные точки для крепления за скалы отсутствовали, а участок льда был основательно подтаявшим. К тому же по этому кулуару тёк ручей, увлекая с течением воды камни с осыпи. Станцию для спуска по правому кулуару повесили на скальном выступе чуть ниже полочки. Первые 25 метров спуска проходят по снегу, далее ещё 15 метров по осыпи на скальную полку. От полки спуск по осыпи уже не представляет сложности. К 14.20 спустились на ледник Безсонова (фото 56).

Выводы и рекомендации по перевалу Ольги: перевал ведёт с ледника Тронова на ледник Безсонова и является одним из самых простых вариантов перехода с одного ледника на другой. Перевал соответствует заявленной категории, это хорошая «рабочая» 2А. Определяющая сторона – юго-восточная. Мест под палатки на самой седловине нет, ночёвка возможна на пологих частях ледников Тронова и Безсонова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f056.png

Фото 56. Ледник Безсонова, вид от места спуска с перевала Ольги.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f057.png

Фото 57. Перевалы Натальи, Ольги и Любовь, вид от места спуска с перевала Ольги.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f058.png

Фото 58. Первалы Ольги и Связка, вид от места спуска с перевала Ольги.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f059.png

Фото 59. Панорама верхней части ледника Безсонова.

В 14.40 начали спуск по леднику в связках. Если в предыдущий день движение по леднику Тронова не доставляло никаких хлопот, то спуск по леднику Безсонова был менее приятен: ноги постоянно проваливались в мелкие промоины под снегом. В 15.20 вышли на центральную морену, где развязались. После 10-минутного отдыха продолжили спуск по морене. По левую сторону виден заход в западную камеру ледника, куда мы должны были попасть по первоначальному плану похода (фото 60). Но, в связи с сильным отставанием от графика, мы приняли решение не идти перевал Академика Петрова (2Б) (фото 61) и сразу спускаться к Коре. К 16.50, за 2 перехода, подошли к языку ледника Безсонова (фото 62). Здесь ледник становится круче, поэтому надели кошки и уже в них прошли до края ледника. При выходе на осыпь будьте внимательны: могут попасться участки зыбучего конгломерата, куда легко провалиться по голень (а возможно и глубже). Далее за 10 минут по правому берегу р.Коры дошли до отличных ровных площадок с чистым ручьём, где и встали лагерем. Координаты лагеря: N 44°54'55.7" E 79°25'32.2" 2889m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f060.png

Фото 60. Вид на нижнюю западную камеру ледника Безсонова с центральной морены.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f061.png

Фото 61. Перевалы Целиноград и Академика Петрова, северо-восточная сторона.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f062.png

Фото 62. Язык ледника Безсонова, вид от лагеря.

День 10, 18.08.2011, м/н – р.Водопадная – стоянки под перевалами МАИ и Удобный.

Встали в 7.00 и неспешно начали сборы (по плану дневной переход был не очень длинный, поэтому никуда не торопились). Солнце на стоянку пришло довольно поздно, в 9.20 – это надо учитывать, если закладываться на утреннюю просушку постиранных вещей. В 10.00 вышли со стоянки и за 10 минут подошли к реке Водопадной. Речка очень бурная, поэтому безопасную переправу искали довольно долго, почти полчаса. Хорошую переправу нашли почти у впадения в р.Кору. Координаты переправы: N 44°55'10.1" E 79°25'15.5" 2862m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f063.png

Фото 63. Вид на пик МАИ и соседние перевалы с подъёма вдоль р.Водопадная.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f064.png

Фото 64. Перевал Тани Савичевой, вид с подъёма вдоль р.Водопадная.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f065.png

Фото 65. Язык ледника Сапожникова.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f066.png

Фото 66. Перевал Марата Галиева.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f067.png

Фото 67. Панорама ледника Безсонова с подъёма вдоль р.Водопадная.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f068.png

Фото 68. Панорама долины р.Водопадная.

В 10.57 начали подъём вдоль правого берега р.Водопадная, на террасах есть некое подобие тропы. Тропа постепенно вывела на травяной склон над каньоном Водопадной. В 11.42 - привал, откуда открылись виды на язык ледника Сапожникова (фото 65, фото 66). В этом месте тропа потерялась и мы решили резко набрать высоту для подъёма на верхние террасы. С 11.55 до 12.30 – поднялись по крутому травяному склону наверх, на выполаживание с большими камнями. Отсюда уже просматриваются верховья р.Водопадной (фото 68). Погода начала портиться: усилился ветер и начался дождь, который чуть позже перешёл в сильный град. К 13.20 подошли к стоянкам на травяных подушках между двух ручьёв, немного не дойдя до краевых морен ледника Алтынсарина. Здесь под градом быстро растянули палатку и залезли внутрь. Примерно через час дождь кончился, и мы смогли вылезти из палатки и немного просушиться. После обеда совершили небольшую прогулку до ледника, чтобы разведать путь завтрашнего подъёма. Координаты лагеря: N 44°55'55.9" E 79°26'33.6" 3277m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f069.png

Фото 69. Вид на перевалы Валентины, РКТ и Тани Савичевой от лагеря в верховьях Водопадной.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f070.png

Фото 70. Путь подъёма на перевал МАИ, вид с подъёма на перевал Удобный.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f071.png

Фото 71. Перевал МАИ, вид с вершины МАИ Восточная.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f072.png

Фото 72. У тура перевала МАИ.

День 11, 19.08.2011, м/н – пер.МАИ – пер.Удобный – стоянки на озёрах.

Перевал МАИ (2А, радиально по северному гребню пика МАИ, 3744 м).

Подъём в 6.00, выход в 8.25. Вышли налегке, с двумя рюкзаками на троих. С собой взяли только снаряжение для подъёма/спуска, перевальный шоколад и пуховки, остальное оставили в палатке. Погода солнечная, небольшое количество перистых облаков. За 20 минут подошли к леднику, где надели кошки и связались. В 9.07 начали подъём: вначале по языку ледника средней крутизны (~25°), потом вышли на пологую часть ледника, откуда идеально просматривается весь путь подъёма. Наиболее безопасный маршрут на перевал МАИ проходит по северному гребню пика МАИ, так поднималась и наша группа (фото 70). В 9.30 начали подъём по снежному гребню, крутизна постепенно возрастает до 45°. Первый делает ступени в фирновом склоне. Примерно в середине гребня встретились 2 забитых снегом бергшрунда, расположенных примерно в 30-40 метрах друг от друга. В 10.10 поднялись на верхнее плато, выводящее к перевалу. Здесь будьте аккуратны с выбором пути: в некоторых местах снег очень глубокий (треккинговая палка уходила практически на всю длину, 140 см). В 10.20 дошли до края плато, откуда до перевала МАИ нужно спуститься на 10 метров до ровной площадки под 1-2 палатки с ручьём, вытекающим из-под снежника (фото 71). Тур находится рядом, на скальном возвышении (фото 71, фото 72). Из тура была извлечена записка группы под руководством Ханкина В.В. (3 к.с., 9 человек), побывавшей на перевале 3.08.2010. Координаты перевала: N 44°55'34.9" E 79°27'29.7" 3744m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f073.png

Фото 73. Вид на ледник Сапожникова с перевала МАИ.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f074.png

Фото 74. Вид на Северный Центральный хребет и начало Коржун-Коринской перемычки с перевала МАИ.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f075.png

Фото 75. Путь спуска по северному гребню пика МАИ.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f076.png

Фото 76. Пологая часть ледника Алтынсарина.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f077.png

Фото 77. Лагерь в верховьях р.Водопадная.

С седловины перевала открываются виды на ледник Сапожникова (фото 73) и Коржун-Коринскую перемычку (фото 74). По обе стороны от перевала МАИ расположены 2 вершины. Одна из них, по гребню которой и идёт подъём на перевал, расположена западнее седловины и в большинстве карт и отчётов именуется пиком МАИ. Вторая, чуть пониже, расположена восточнее седловины. В некоторых отчётах и описаниях она также именуется пиком МАИ, что вносит изрядную путаницу. С нашей точки зрения эти вершины можно обозначить как МАИ Западная и МАИ Восточная. Мы поднялись на МАИ Вост., но городить отдельный тур для этой вершины не стали. Подъём на МАИ Зап. было решено отменить, т.к. во-первых, увеличение облачности внушало опасения в плане погоды, а во-вторых, хотелось ещё в тот же день перевалить в верхний цирк долины р.Южной. Спуск от перевала начали в 11.15. На крутой части гребня шли с попеременной страховкой, менее опытной группе придётся провесить 2-3 верёвки (фото 75). На пологую часть ледника Алтынсарина вышли в 13.00 (фото 76). На языке ледника решили потренировать спуск с буром-самовывертом фирмы Camp: станция снялась идеально. К 14.07 дошли до лагеря, где сделали обед (фото 77).

Выводы и рекомендации по перевалу МАИ: перевал ведёт с ледника Сапожникова на ледник Алтынсарина, лежащий на склонах пика МАИ. Самостоятельного значения перевал не имеет, но является хорошей обзорной точкой. Определяющая сторона – северная. При консультации в турклубе «Джунгария» нам порекомендовали сходить этот перевал радиально с севера и не идти его на проход, т.к. с южной стороны перевальный взлёт представляет собой пренеприятнейшую осыпь довольно большой протяжённости. С северной стороны наиболее удобный вариант подъёма – по северному гребню пика МАИ. Перевал соответствует 2А категории сложности. На седловине есть места под 2 небольшие палатки, имеется вода. При наличии времени имеет смысл зайти радиально на вершину МАИ Западная.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f078.png

Фото 78. Путь подъёма на перевал Удобный с юго-восточной стороны.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f079.png

Фото 79. Начало Коржун-Коринской перемычки, вид с подъёма на перевал Удобный.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f080.png

Фото 80. Панорама верховьев р.Водопадная, вид с подъёма на перевал Удобный.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f081.png

Фото 81. У тура перевала Удобный.

Перевал Удобный (1А, 3633 м).

Пообедав и оперативно собравшись, в 15.48 вышли в сторону перевала Удобный. Погода портится: небо уже полностью заложено облаками, периодически начинает накрапывать мелкий дождь. Подъём идёт вначале по мелкой осыпи и траве, позже по крупной осыпи. В 16.53 подошли под перевальный взлёт (фото 78). После короткого отдыха в 17.00 начали подъём по блокам крупной «сыпухи» и в 17.25 вышли на седловину перевала Удобный (фото 81). Тур – прямо по центру седловины, сняли записку группы Головиной Ю.С. («Гадкий утёнок», 1 к.с., 11 человек, на перевале были 13.08.2011). Координаты перевала: N 44°56'41.8" E 79°26'06.4" 3633m.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f082.png

Фото 82. Верховья долины р.Южной, вид с перевала Удобный.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f083.png

Фото 83. Варианты спуска с перевала Удобный.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f084.png

Фото 84. Путь нашего спуска с перевала Удобный.

В 17.50 начали спуск в сторону долины р.Южной (фото 82) по следам поднимавшейся группы. До выхода в спусковой кулуар пришлось в паре мест спуститься лазанием по небольшим внутренним углам скальных блоков. Судя по всему, для более простого спуска необходимо от седловины пройти по скальной полке под гребнем в южную сторону и далее напрямую спускаться по осыпному кулуару (фото 83). Где-то в середине спуска по кулуару мы решили срезать путь, пройдя траверсом к стоянкам у верхнего озера, не сбрасывая высоты. Это оказалось ошибкой. За кулуаром начинается участок крупноблочной осыпи, пройдя по которой немного, мы поняли, что без страховки передвигаться в этом месте проблематично. Пришлось вернуться обратно в осыпной кулуар, по которому спустились до ровных площадок. Весь спуск, включая неудачную попытку срезать, занял 1 час 15 минут (фото 84). После 10-минутного отдыха за 15 минут забрались по моренному валу к стоянкам у верхнего озера под ледником №279. В 19.30 начали постановку лагеря. Координаты лагеря: N 44°57'01.4" E 79°25'35.8" 3366m.

Выводы и рекомендации по перевалу Удобный: перевал позволяет достаточно быстро перейти из верховьев р.Водопадная в верховья р.Южная (или в обратном направлении) без продолжительного спуска в сторону р.Кора и последующего подъёма. В этом плане перевал полностью соответствует своему названию. Перевал Удобный соответствует заявленной для него 1А категории сложности. Но при этом назвать его совсем простым язык не поворачивается. На прохождение препятствия от стоянки до стоянки советуем закладывать не менее 3,5 - 4 часов. Места для лагеря и вода на протяжении подъёма/спуска и седловине отсутствуют.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f085.png

Фото 85. Перевалы Центральной Джунгарии, вид от лагеря в верховьях р.Южная.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f086.png

Фото 86. Перевалы Хейердала и Турклуба «Альтаир», вид от лагеря.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f087.png

Фото 87. Путь подъёма на перевал Хейердала с юго-западной стороны.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f088.png

Фото 88. Перевал Турклуба «Альтаир», юго-западная сторона.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f089.png

Фото 89. Ледник №279 и перевал Свиридова.

День 12, 20.08.2011, м/н – пер.Хейердала – пер. Обходной - стоянки под лед.№19.

Перевальная связка: пер.Хейердала (3704 м) + пер.Обходной (3724 м) [общая сложность 1Б*; по факту прохождения 2А].

Всю ночь бушевал ураган. Проснулись в 6.00, но из палатки не вылезли, т.к. шёл проливной дождь. Примерно в 8.30 дождь утих, и мы начали сборы. По плану похода мы должны были идти через перевал Турклуба Альтаир (2Б) (фото 86, фото 88), но в связи с погодными условиями решили использовать для выхода в долину Урман-Биена более простую связку перевалов Хейердала+Обходной (общая сложность 1Б*), также записанную для прохождения в нашей маршрутной книжке. Вышли в 10.47, в 11.14 по осыпям в обход ледника подошли под перевальный взлёт перевала Хейердала (фото 87). Погода пасмурная, с редкими разрывами в облаках, сквозь которые проглядывает солнце. После 10-минутного отдыха начали подъём по крупным каменным блокам, на перевал поднялись в 12.16. Седловина – широкая, осыпная, к северному краю начинается снежное плато. Есть 2 тура: один – для идущих связку Хейердала+Обходной, второй (на снежном поле) – для идущих через пер.Хейердала насквозь, по маршруту 2Б. Из «нашего» тура вынули записку группы Родиной О.В. из «Гадкого утёнка» (2 к.с., 13 человек, на перевале – 13.08.11). Координаты перевала: N 44°57'35.7" E 79°25'59.2" 3704m. Погода портится: ветер усиливается, дождь переходит в сильный град. Желания задерживаться на седловине нет никакого. Спрятавшись за большим камнем от ветра, быстро съели перевальный шоколад, написали записку и надели системы. В 12.52 в связке вышли на снежное плато седловины, двигаясь в сторону пер.Обходной, на восток от тура (фото 90). Ветер усилился и валил с ног в буквальном смысле этого слова. В 13.09 вышли на седловину перевала Обходной (фото 93). Координаты перевала: N 44°57'41.2" E 79°26'23.4" 3724m. Тур – на дальнем, северном, крае седловины. Контрольная записка написана всё той же группой Родиной, шедшей связку неделю назад в направлении р.Южной.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f090.png

Фото 90. Снежное плато между перевалами Хейердала и Обходной.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f091.png

Фото 91. Движение в связке по снежному плато.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f092.png

Фото 92. Северо-восточный склон перевала Хейердала, вид с седловины перевала Обходной.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f093.png

Фото 93. Седловина перевала Обходной.

На короткое время выглянуло солнце, но видно, как с запада идёт очередная порция непогоды. В 14.00 начали спуск вниз по крупной осыпи, примерно от перевального тура (фото 94). К начавшемуся дождю добавляется туман. Не дойдя 20-30 метров до конца осыпи, упёрлись в серию особо крупных каменных блоков, спуск по которым без страховки невозможен. Провесили верёвку, по которой к 15.00 спустились до пологой части ледника (станция – за петлю на скальном выступе). После короткого отдыха начали спуск по открытому леднику №19, держась вначале левого края и постепенно смещаясь в центр, на более пологую часть (фото 95). Не доходя до огромного ригеля, разделяющего языки ледников №19 и Аболина, повернули налево и к 16.00 спустились к конечной морене, из-под которой вырывается один из истоков р.Урман-Биен. По морене перешли на левый берег ручья и далее спускались вдоль него по некоему подобию тропы, периодически исчезающему в камнях (фото 96). Через какое-то время «тропа» ушла от ручья на гребень морены, по которому продолжили спуск и мы (фото 98). К 16.30 вышли на пологую часть долины, где у разливов Урман-Биена есть отличные ровные площадки под лагерь. Здесь под дождём поставили палатку, горячий обед готовили уже в тамбуре. Координаты лагеря: N 44°58'35.1" E 79°27'28.4" 3103m.

Выводы и рекомендации по перевальной связке пер.Хейердала + пер.Обходной: связка ведёт из долины р.Урман-Биен в долину р.Южная. Является достаточно простым и удобным путём захода в район Коржун-Коринской перемычки и перевалов Центральной Джунгарии, очень популярна. Что интересно, в связке оба перевала проходятся с неопределяющих сторон, поэтому общая сложность проще, чем сложность каждого перевала в отдельности. Мнения о категории сложности разнятся (1Б – 2А). С нашей точки зрения, перевальную связку следует классифицировать как 1Б*. В условиях непогоды (сильный ветер, туман) следует быть особенно внимательными при прохождении перемычки между двумя перевалами. При прохождении связки в направлении долины р.Урман-Биен на спуске с перевала Обходной судя по всему стоит значительно смещаться влево, иначе есть риск выйти на участок крупноблочной осыпи, для спуска с которой придётся провешивать перила (что пришлось сделать и нам). Места под палатки есть на седловинах обоих перевалов, но следует учитывать, что на пер.Хейердала может дуть очень сильный ветер, а элементы естественной защиты от ветра (большие камни, скалы, гребни) на перевальном плато отсутствуют.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f094.png

Фото 94. Варианты спуска по восточному склону перевала Обходной.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f095.png

Фото 95. Верхняя часть ледника №19.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f096.png

Фото 96. Спуск к р.Урман-Биен.

День 13, 21.08.2011, м/н – р.Урман-Биен – р. Тастыбиень – пос.Баласаз

Изначально на спуск по долине Урман-Биена мы закладывали 2 дня, поэтому встали только в 8.00, а собирались неспешно. Вышли в 10.30. Пройдя 100 метров от лагеря по заболоченной пойме, по одной из тропок поднялись на высокий левый берег реки (фото 98). Через какое-то время тропа опять спускается к Урман-Биену, обозначаемому на некоторых картах как Карабулак. Река по этой части долины течёт очень спокойно, создалось ощущение, что перейти её можно практически в любом месте (фото 99). В какой-то момент появилась набитая тропа, уводящая вверх - на старый, заросший травой, моренный гребень, идущий вдоль реки. В 13.15 вышли к небольшому озеру, расположенному в кармане морены (фото 101), а буквально через 10 минут встретили второе озеро, почти идеально круглой формы (фото 102). В 13.55 вышли на дорогу с колеей, уходящую влево от реки, и продолжили движение уже по ней. Через 20 минут увидели вторую дорогу, переваливающую через хребтик в соседнюю долину и, как ни странно, не пересекающуюся с нашей. Далее наша дорога выводит мимо кошей на гребень хребта (фото 103), по которому очень плавно спускается к равнине, где уже можно различить посёлок Баласаз. Периодически нас поливает сильными дождевыми зарядами. Прикинув примерное расстояние до цивилизации, решили спуститься до посёлка в этот же день, тем более что стоянок с водой на гребне не найдёшь. Позвонили Айдыну в Текели (сотовый отсюда уже берёт) и попросили забрать нас на машине из Баласаза.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f097.png

Фото 97. Утренние сборы.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f098.png

Фото 98. Верховья р.Урман-Биен и путь спуска с ледника №19.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f099.png

Фото 99. Разливы р.Урман-Биен.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f100.png

Фото 100. Вид на ледник №19 из долины р.Урман-Биен.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f101.png

Фото 101. Озеро в кармане морены.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f102.png

Фото 102. Круглое озеро.

К 17.30 подошли к переправе через р.Тастыбиень. Координаты переправы: N 45°07'34.2" E 79°26'26.7" 1639m. Переправляться в это время здесь объективно опасно, возможно с утра по малой воде это сделать проще. Рядом есть кустарниковая роща, где при необходимости можно поставить лагерь. Пока размышляли, что делать, с противоположного берега появился пастух на лошади, который предложил перевезти нас с рюкзаками за 500 тенге. Мы, естественно, согласились. Переправа заняла полчаса. Далее тропа взбирается на пару крутых холмов и спускается к Баласазу (фото 104). Переход от переправы до посёлка занял 1 час 20 минут (из них ~30 минут отдыха), но передвигались довольно медленно, так как основательно сбили ноги. В 19.20 пришли в Баласаз, где нас почти сразу пригласили на чай в дом к местному ветеринару. Он нам рассказал, что дорога от Арасана до Баласаза в отвратительном состоянии. Нам стало очень неудобно перед Айдыном за то, что заставили его ехать по ужасной дороге, да ещё и в ночь. Но он всё-таки до нас доехал! В 22.56 мы погрузились в легковую Ауди и выехали в сторону Текели. В Арасане мы были в 12 ночи, и ещё 2,5 часа заняла дорога до Текели.

Выводы и рекомендации по выходу из района по долинам р.Урман-Биен и р.Тастыбиень: несмотря на большое расстояние (~23 км без учёта коэффициента 1,2), достаточно простой рельеф позволяет выйти по долинам за 1 день. В верхней части долины Урман-Биена есть тропы, далее появляется дорога. Остался открытым вопрос можно ли выйти по левому берегу долины р.Тастыбиень без брода через реку перед Баласазом. Этот брод объективно опасен, идти через него во второй половине дня не рекомендуется. В районе переправы от основной дороги отходит колея, идущая дальше по левому берегу. Возможно, она приводит к мосту или более простому броду через Тастыбиень (к сожалению, на разведку этого варианта не было времени). Другой возможный вариант – переход через р.Урман-Биен на разливах (см. выше), далее движение по правому борту долины и поиск переправы через р.Тастыбиень в верховьях, после чего спуск по правому берегу этой реки до посёлка Баласаз.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f103.png

Фото 103. Дорога по левому борту долины р.Тастыбиень.

media/gallery/Djungaria2011/thumbnails/f104.png

Фото 104. Посёлок Баласаз.

Общие выводы и рекомендации по району

В первую очередь хочется отметить самобытную красоту Джунгарии. Пожалуй, этот район совершенно незаслуженно обходит вниманием большинство горных туристов. Чередование хвойных лесов с широкими луговыми долинами, разнообразие форм горного рельефа, бурные реки, обилие озёр и водопадов – всё это удовлетворит самых взыскательных любителей путешествий по горам. При этом нас удивило наличие достаточно серьёзного оледенения в районе хребта Каратау и Коржун-Коринской перемычки: широкие ледники Тронова и Безсонова впечатляют своими размерами. Также стоит отметить очень сложную орографию района: большое количество сильно ветвящихся хребтов и боковых отрогов создаёт определённые сложности в ориентировании. Наличие в горах Джунгарского Алатау огромного количества пройденных и описанных перевалов позволяет проводить интересные горные походы с 1-ой по 4-ую категорию сложности включительно. Серьёзным минусом района является долгий и дорогой заезд непосредственно до гор. Этот же фактор влияет на организацию забросок. Наш вариант с заходом через урочище Чертобай с полным весом на весь поход, пожалуй, не является оптимальным, хотя красота дороги по горам Коктобе неоспорима и места эти, безусловно, достойны посещения. Наиболее удобными вариантами начала маршрута можно считать заезд по дороге вдоль р.Ойсаз, либо заброску с севера, из района селений Капал или Баласаз. Перед походом сразу в нескольких источниках мы прочитали, что с 20-х чисел августа в Джунгарии начинается непогода. И действительно, ровно 20.08 в горы пришёл серьёзный циклон. Судя по всему, этот момент стоит учитывать при планировании походов по Джунгарскому Алатау.

Интересно, что перед походом в МКК нам сказали, что большинство перевалов Джунгарии перекатегорировано (в среднем на полкатегории). Если честно, нам так не показалось. Все перевалы, которые мы прошли, соответствовали заявленным категориям сложности. Также для многих перевалов мы могли оценить примерную сложность по внешему виду обоих склонов – на наш субъективный взгляд большинство из них соответствовало к.с., указанной в Классификаторе. С другой стороны, джунгарские перевалы крайне требовательны к тактике прохождения. Перевал иногда имеет единственный вариант прохождения, соответствующий заявленной категории, причём далеко не самый очевидный. Соответственно, при неверном выборе варианта сложность прохождения может возрасти. В этой связи стоит обратить внимание на крайне низкое качество большой части описаний джунгарских перевалов, выложенных в Интернет. Фотографий может быть довольно мало, часто на них не обозначены седловины пройденных перевалов, не говоря уже о траекториях движения. Другая распространённая ошибка – неверное обозначение на фотографиях пройденных седловин и путей спуска/подъёма. Ну и иногда встречается путаница с названиями перевалов. Правда, в последние 2-3 года ситуация с отчётами начала меняться в лучшую сторону. Наконец хотелось бы остановиться на ещё одном моменте, касающемся перевалов Джунгарии. Для района характерно наличие 2 (иногда даже 3) названий для одного и того же перевала. В некоторых случаях это было обусловлено тем, что группы не всегда могли найти на седловине тур и считали перевал первопрохождением. В других же случаях перевалы были переименованы целенаправленно, что на наш взгляд абсолютно недопустимо. Всё-таки право первовосходителей самим назвать пройденный перевал надо уважать, даже если вы считаете, что иное название было бы более логичным.

В заключение хотелось бы порекомендовать группам, спустившимся с гор и имеющим пару дней в запасе перед отъездом, съездить на озеро Балхаш. Прибрежный участок озера – очень мелкий, поэтому вода хорошо прогревается, пляжи – песчаные, в общем, есть всё для того, чтобы хорошенько расслабиться после горного похода. Поездка на машине от Текели до Балхаша занимает 3-3,5 часа в одну сторону. В Текели советуем обязательно попробовать местного светлого нефильтрованного пива. Его производят в небольшом количестве (~200 литров в день) и большая часть уходит по предзаказу в пару алма-атинских баров. Купить его можно в минипивной при солодовом заводе.

Приложение

Перевалы Джунгарии, представленные на фотографиях отчёта

Название перевала Категория трудности Номер по Классификатору (раздел Джунгарский Алатау) Номер на хребтовке с сайта т/к «Гадкий утёнок» Номера фотографий в отчёте
В.Абалакова 1.7 20 82
Хейердала (Дружбы) 1.23 8 86, 87, 92
Обходной 1.13 21 94, 95
Турклуба «Альтаир» 1.22 9 86, 88, 95, 100
Свиридова 2Б* -- 364 74, 76, 89
Удобный -- 198 76, 78, 83, 84
Астана -- 330 74, 76, 100
Аболина Зап. 1.2 10 74, 76
Аболина Вост. (РИТМ, Водопадный) 1.1 23 74, 76, 79
Танюша (Академика С.В.Ильюшина) 1.20 331 74
Горной секции 1.9 88 98
Тёплый -- 124 98
Востоковедов 1.8 5 74, 79
Ку (Хитрый) -- 74, 79, 80
Алтынсарина 2.1 7 79, 80
МАИ 2.15 6 63, 70, 71, 80
Алма-Ата 1Б* 1.6 26 63, 73
Коржунский (Первая любовь) 1Б* 2.14 4 63, 73
Марата Галиева -- 304 66
Сапожникова 1.15 83 73, 80
Веры -- 210 56
Текелийский 2.31 3 56, 59
Тайга 2.27 82 59, 67
Натальи (Безсонова, Распопова) 1Б* 2.17 145 57, 59
Любовь -- 25 42, 50, 57, 59
Ольги 2.20 72 41, 42, 50, 52, 55, 57, 58, 59
Связка -- 72а 58, 67
Целиноград 2.35 146 42, 47, 49, 60, 61, 85
Академика Петрова 1.3 81 42, 47, 48, 60, 61, 85
Валентины 2.4 1 60, 69, 85
Спортклуба МАИ (СК МАИ) 2.24 2 85
РКТ 2.21 157 69, 85
Тани Савичевой 2.29 133 42, 64, 69
ТК Джунгария -- 144 42
Медвежий 2.16 243 33
Тельнова -- 24 50
Семи 1Б* 2.23 120 35, 43, 44
Тронова 1Б* 2.33 86 37, 39, 43, 46, 54
Кокчетав 2.13 118 38
Озёрный (Тентек) 2.19 112 32
Талды-Курган 2А* 2.28 134 46, 54
Каскабулак 2.11 135 46, 54
Татьяна (Колобок) 2.30 111 40, 46, 54
Александровой -- 136 40, 46, 54
Арал-Тобе 2.2 76 40, 54
  1. При наличии у перевала нескольких названий первым указывалось название по Классификатору.
  2. Категории сложности перевалов приведены по Классификатору, за исключением пер. Аболина Западный, для которого по совокупности прохождений имеет смысл изменить 3А к.с. на 2Б к.с.
  3. В Джунгарии есть ещё один перевал с названием Медвежий – №127 (номер по хребтовке с сайта ТК «Гадкий утёнок»).
  4. В Джунгарии есть ещё два перевала с названием Озёрный: в Северной Джунгарии – №122, в Южной Джунгарии – №34 (номера по хребтовке с сайта ТК «Гадкий утёнок»).